Он ушел, не оглянувшись. Как прожил свой последний день олимпийский чемпион Алексей Прокуроров
Ранним утром 10 октября во Владимире погиб олимпийский чемпион 1988 года главный тренер женской сборной России по лыжным гонкам Алексей Прокуроров. Он торопился на электричку, шагая по узкой привокзальной улице Урицкого. Смерть ударила сзади – коричневая «Лада» 14-й модели настигла его возле дома №44. 44 года было знаменитому лыжнику… Позади блестящая, полная ярких побед спортивная карьера, впереди – едва начавшийся тренерский путь...
ПРОКУРОРОВ ПОГИБ, ДАЖЕ НЕ УСПЕВ ОГЛЯНУТЬСЯ НАЗАД
Он вышел из своей квартиры на улице Строителей в 6.45.
Алексей не спешил – два километра до вокзала олимпийский чемпион преодолевал обычно за 15–20 минут. Стояла сухая осенняя погода и к скоростной электричке Владимир – Москва Прокуроров выбрал не самый короткий путь – не смог отказать себе в удовольствии пройтись по саду на Соборной площади, полюбоваться на золотую листву дубов и кленов. Окинуть взглядом Успенский собор, в котором восемь лет назад он венчался.
Последняя дистанция Прокуророва – от смотровой площадки за Успенским собором вниз по деревянной лестнице на улицу Урицкого. Далее 350 метров по обочине и поворот на узенькую тропку, ведущую на вокзальную площадь.
Город просыпался, машин на шоссе раз-два и обчелся. На плече Алексея – сумка с ноутбуком: собирался «забить» в компьютер данные тестов своих подопечных на велоэргометре. Назад в родной Владимир намеревался вернуться тем же вечером.
Владимир – город, где всегда его ждали. Ждали друзья и коллеги, воспитанники СДЮСШОР, куда он перешел в 1985 году, ждал единственный и нежно любимый пятилетний сын Гриша…
Многое нужно было успеть Прокуророву до 27 октября – дня, когда женская сборная России должна была вылететь на заключительный предсезонный сбор в финский Муонио.
– Леша, давай я отвезу тебя утром на вокзал, – предлагал накануне вечером Прокуророву его давний друг Олег Канточкин.
– Не стоит… Вставать в такую рань ради десяти минут за рулем…
До поворота на тропку оставалось пройти 20 шагов, и мыслями Алексей был, наверное, уже в Москве, с командой. На взлетевшую на пригорок машину он даже не успел посмотреть. Мчавшаяся со скоростью 80–90 км/ч «Лада» проволокла Алексея на капоте и через мгновение выбросила на обочину у забора стройки. Смерть наступила мгновенно…
Ваш корреспондент восстановил картину последних суток, которые судьба отвела великому спортсмену.
ПРОГРЕСС ТРЕНЕРА ПРОКУРОРОВА
9 октября. 10.00 – Алексей Прокуроров приезжает во Владимир.
Самолет из Вены прилетел в Москву ранним утром. Канточкин хотел встретить Алексея, но Прокуроров сказал ему, что во Владимир его подбросит Ольга Данилова. Знаменитая в прошлом лыжница вместе с мужем живет сейчас в Александрове. Из Рамзау, где команда Прокуророва проводила первый снежный сбор, они ждали заказной груз: лыжи, парафины, мази…
РАССКАЗЫВАЕТ ГЛАВНЫЙ ТРЕНЕР МУЖСКОЙ СБОРНОЙ РОССИИ ЮРИЙ БОРОДАВКО:
– Сбор в Рамзау стал для Алексея первым, который он как тренер проводил совершенно самостоятельно, без оглядки на мужскую команду. Девушки сидели на леднике 18 дней, а я с ребятами сперва неделю тренировался в среднегорном Бельмекене (Болгария) и лишь вслед за этим перебрался в Рамзау. В роли тренера Алексей быстро осваивался.
Впервые мы встретились с ним в 85-м году. Я тогда был в основной команде, а он пришел в юниорскую. Леша по характеру очень скромный – немного замкнутый. Необыкновенно ответственный и работоспособный. Из-за этих качеств – когда в 2002-м он завершил свою спортивную карьеру, я пригласил его к себе в тогда еще юниорскую сборную. Вместе с ним некоторое время спустя мы перешли в главную команду страны.
– Не боялись звать на работу звезду? Людям такого калибра рутинная тренерская работа может быстро наскучить…
– Не боялся. Главной трудностью нашей с ним совместной работы была его «упертость». Если он был в чем-то убежден – уговорить его поступить иначе было сложно. Но, если удавалось, рекомендованную методику выполнял от и до.
На первых порах он все старался «примерять на себя»: «А вот когда я сам занимался, мы так-то тренировались…». Я ему возражал: «Леша, да если бы у всех были такие, как у тебя, здоровье и трудолюбие – наша сборная с пьедестала не слезала бы. Но нам приходится работать с теми, кто есть, и к ним искать особенный подход». И он прислушивался.
– И с таким ценным помощником вы расстались, отпустив его в женскую сборную?
– Сам его рекомендовал. Произошло это вскоре после Игр в Турине, где мы работали вместе. Алексей сперва даже обиделся: «Ты что, не доверяешь мне? Гонишь из команды?». Пришлось ему объяснять, что необходимо начинать самостоятельную работу.
Команда ему досталась непростая. В женской сборной сплошь чемпионки мира и Олимпийских игр – к таким найди подход. Прокуроров нашел. Свидетельство тому – медали, завоеванные россиянками на чемпионате мира 2007 года. Уже в следующем сезоне стало заметно – он руководит командой, а не команда Прокуроровым…
«МАМА, А КОГДА ПАПКА ПРИЕДЕТ?»
11.30 – Прокуроров вместе с сыном отправляются кататься на велосипедах.
Вместе с Олегом Канточкиным Алексей Прокуроров заходит в гараж неподалеку от его дома. Сметают с крыши листья и ветки и выгоняют из гаража два велосипеда.
РАССКАЗЫВАЕТ ДРУГ АЛЕКСЕЯ ПРОКУРОРОВА ТРЕНЕР ВЛАДИМИРСКОЙ СДЮСШОР ОЛЕГ КАНТОЧКИН.
– Сын Гриша был для Алексея смыслом жизни. Надышаться на сына не мог. Ради него мчался во Владимир хоть на несколько часов.
Леша женился в 2000 году, в возрасте 36 лет. Он как раз накануне привез в СДЮСШОР лыжи – для ребят. И вот юные воспитанники на выходе из собора построились и подняли над головой лыжи и палки, образовав своеобразную арку, в которую и прошли Алексей вместе с женой Оксаной.
Каким Алексей был семьянином? Думаю, что не самым плохим. Конечно, быть домоседами такие люди просто не могут: пропадают месяцами на сборах… Что стало причиной разлада в их семье, рассуждать не хочу. С Оксаной они официально развелись полтора месяца назад. Но на отношении Леши к сыну это никак не сказалось.
В тот день они долго катались. Гриша осваивал новый велосипед – со скоростями и подвесками. На него он пересел совсем недавно, но успехи делал потрясающие. Мы договорились в 13 часов ехать на вокзал за билетами в Москву, но мне пришлось их ждать еще минут 20. Рядом с сыном Алексей забывал о времени.
В то, что папа больше никогда не прокатится с ним на велосипеде, Гриша не может поверить до сих пор. На похороны его не брали, и он все ждет, что раздастся звонок в дверь и отец приедет из очередной командировки. Мама объясняет Грише, что «папа улетел и сейчас на небе», что «он смотрит, как ведет себя его сын, и радуется ему». Мама часто возит Гришу в Муром, к родителям Прокуророва – Алексею Павловичу и Людмиле Григорьевне.
– Лешин папа совсем плох, – вздыхает Оксана. – На похоронах Алексея пытался сдерживать эмоции, а потом на глазах поник. Под руки его удерживали. Я Гришу к дедушке и бабушке вожу, чтобы стариков поддержать. Грише стараюсь сюрпризы устраивать, а он отвлечется на пять минут – и за свое: «Мама, а когда папка приедет?».
КАРТОШКА УЖЕ НЕ ДЛЯ ЛЕШКИ...
15.00 – Алексей вместе с Канточкиным заезжают в спортивную школу.
СДЮСШОР по лыжным гонкам и биатлону – одна из самых медаленосных в области. Именно здесь с детских лет занималась Анфиса Романова, ставшая звездой под фамилией Резцова, сюда же в 1985 году из Муромского района перебрался ее ровесник – Алексей Прокуроров. Увы, СДЮСШОР по-прежнему занимает нижний этаж крыла общеобразовательной школы. И даже собственной лыжной трассы до сих пор не имеет. Приезжавшая год назад Резцова, посмотрев на парк, в котором она занималась еще девчонкой, лишь вздохнула: «Как были козьи тропы – так и остались…».
Директор школы и личный тренер (с 1987 по 2002 год) Прокуророва Владимир Малашенков регулярно косит на тропах траву ручной косой и пишет в районную ГИБДД письма. По вечерам водители запросто могут налететь на тренирующихся лыжников.
РАССКАЗЫВАЕТ ВЛАДИМИР МАЛАШЕНКОВ:
– Заработаешься порой, вспомнишь о Лешке: «Скоро ли приедет?…» Никогда он школу не забывал. Вот видите лыжи – на таких он в 1997 году чемпионом мира стал. Каждый год Алексей дарил школе что-то из собственного арсенала, запросто мог десяток-другой детских пар купить. Во многом благодаря его поддержке мы в тяжелые 90-е годы удержались на плаву. Для детей он был живым примером.
Все, чего он касался, будто оживало. Вот у меня участок в 60 километрах от Владимира. Одной лишь картошки восемь соток ежегодно сажаю. Алексей мне нередко помогал, отчего урожайность была раза в полтора выше! Уж на что нынешний год неурожайный – у меня картошка уродилась на славу! Вот только Лешку уже не попотчуешь…
ГОНКА ВЛАДИМИР – СУЗДАЛЬ
20.00 – Прокуроров прощается с Олегом Канточкиным и едет домой.
РАССКАЗЫВАЕТ ОЛЕГ КАНТОЧКИН:
– Прощались мы – словно на несколько часов. Планов понастроили прорву. Леша должен был вернуться во Владимир в пятницу вечером. Он в последнее время буквально фонтанировал идеями. Была у него мысль проведения лыжной гонки Владимир – Суздаль. Старт прямо с окраины Владимира, а финиш – в Суздале, в знаменитых Торговых рядах. Дистанция получалась аккурат километров 30. Ходили с идеей к областному начальству – те все прикидывали возможности. Снегоукладчик за несколько лет не смогли пробить – как только не уговаривали… А на похоронах чиновники говорили о «нашем полном с Алексеем Алексеевичем взаимопонимании».
Нет, трудности его не сгибали. Ему в Москве говорили: «Давай переезжай. Тренеру сборной сподручнее в Москве находиться. Отпиши квартиру на родителей, а сам от армии получишь. Ты ведь подполковник, заслуженный мастер – тебе дадут…». Но без Владимира он жизни себе не мыслил…
МАШИНА УДАРИЛА В СПИНУ
10 октября. 6.45 – Прокуроров выходит из дома и через 20 минут на него налетает автомобиль.
РАССКАЗЫВАЕТ ЖИТЕЛЬНИЦА ДОМА №44 ПО УЛИЦЕ УРИЦКОГО:
– Я на работу собиралась. Услышала за воротами страшный треск и выбежала посмотреть – подумала, что это мне в забор кто-то въехал. Увидела машину, которую выбросило в кювет почти в 100 метрах от дома, и человек лежит в другой стороне. Я сразу поняла, что он мертвый. Кроссовки с него слетели, а бейсболка и вовсе к моим воротам отлетела. Побежала звонить в милицию. Через несколько минут приехали несколько машин, УВД от нас в пяти минутах ходьбы. Кто был в той «Ладе» я не видела, да и к убитому подойти побоялась. Пошли слухи: «То ж Прокуророва сбили», – а потом по телевизору все подтвердили. Сразу, конечно, ажиотаж: журналисты, следователи… Даже дорогу заасфальтировали на том участке, где все произошло. Лучше бы тротуар сделали. А то, сколько себя помню, так по обочине и шастаем.
РАССКАЗЫВАЕТ ОЛЕГ КАНТОЧКИН:
– Весть разлетелась мгновенно. Мне из Москвы позвонил Володя Тихонов – наш земляк и врач женской лыжной команды. А ему в свою очередь – его коллега из Центральной скорой Владимира. Сказал, что привезли труп, а при нем документы на Прокуророва.
В первый момент я не понял, подумал: Леша просто в больницу попал. Через несколько минут мне звонили из Мурома, потом один за одним его друзья-лыжники: Владимир Смирнов (он крестный отец Лешиного сына), Михаил Девятьяров, Михаил Ботвинов…
В машине на момент прибытия милиции находились два человека. За рулем мертвым сном спал хозяин автомобиля, житель поселка Вяткино Юрий Мацюра 1985 года рождения. Для того чтобы определить, что молодой человек пьян, не требовалось даже медицинского освидетельствования. Полгода назад Мацюра за систематические нарушения был лишен водительских прав…
Хоронили Алексея на четвертый день – в воскресенье в храмах не отпевают…
Служивший панихиду священник восемь лет назад венчал Прокуророва.
Константин Бойцов, "Советский спорт"
Источник: wwwsovsport.ru